Fe-n-Male: Эссе о Золотом Сечении


См. также: Геометрическая константа Золотого сечения

Золотое Сечение

Золотым сечением называется определенное соотношение длин двух отрезков. Этот термин ввел в употребление Леонардо да Винчи. Такие два отрезка или прямоугольники, со сторонами соответствующей длины, или любые фигуры, построенные с учетом соотношения Золотого сечения, воспринимаются как пропорциональные, красивые, гармоничные, эстетичные.

Золотое сечение имеет вполне строгую математическую формулировку. Формулировку хотя и очень простую, но не сразу понятную:

Если мы разделим отрезок на две такие части, что большая из получившихся частей будет относиться к исходному отрезку так, как другая, меньшая, относится к большей, то это отношение и будет Золотым сечением.

Алгебраически это легко описать:

или

.

Решая это несложное квадратное уравнение, можно (вслед за еще пифагорейцами) получить значение Золотого сечения. Если точно, то оно равно , а если приблизительно 3/5 или, как вполне достаточно для применения в области фотографии, 2/3.

Удивительно и, на сколько мне известно, не объяснено, почему такое, довольно формальное геометрическое построение субъективно воспринимается гармоничным.

Не менее удивительно и то, что Золотое сечение (и связанные с ним математические понятия вроде чисел Фибоначчи), появляются в самых неожиданно-несвязанных явлениях природы и объектах: например, в пропорциях человеческого тела, в эволюции биоценозов и даже в поведении некоторых образований Глубокого космоса.

Тем не менее, для нас интересны здесь практическо-эстетические приложения Золотого сечения.

 

 
Золотое сечение это такое деление отрезка на части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей.

 

9 на 6 или 10 на 15?

Общепринятые форматы фотографических карточек соответствуют значению Золотого сечения. Эти же значения в размерах стандартного листа бумаги A4 (и производных A3 и т.д.: считается и, видимо, неспроста, что работа на таком поле менее утомительна).

Так что, кадрируя фотографию в Photoshopе, придерживайтесь, по возможности, принципа Золотого сечения: длина картинки должна быть в полтора раза больше ее высоты для альбомной ориентации, естественно.

(Для портретной ориентации изображения это правило, безусловно, тоже действует, но помните, что вертикально расположенные картинки на мониторе вообще смотрятся хуже.)

 

Но, вот, размеры экрана монитора другие 800x600 или 1024x768, 720x576 Они близки к другой величине к корню из значения Золотого сечения: Такое соотношение возникает, когда в Золотом сечении не стороны прямоугольника, а его диагональ и меньшая сторона. В этом случае прямоугольник ближе к квадрату, но субъективно тоже пропорционален.

Изображения такого формата кажутся, в общем и целом, более статичными, равновесными, чем в классическом случае.

 

Предельный случай квадратный формат. Субъективно он крайне статичен и самодовлеющ. Изображения на таком кадре должны быть соответствующие: нельзя в квадрат заключать, например, бегущего человека, волну или самолет!

Чтобы подрезать, "скадрировать" изображение в Photoshop'е придуман специальный инструмент:

Будьте аккуратны, манипулируя этим резаком. Нет ничего обиднее обнаружить на хорошей фотографии отрезанные ноги или окусанный шпиль башни!

 

Композиция

Внутри кадра Золотое сечение тоже действует.

Значимые точки и линии кадра располагаются на расстоянии 1/3 от края.

Привязывайте к ним композиционный центр вашей фотографии. Например, в пейзажах, где горизонт играет существенную роль, старайтесь увести его от серединной линии вверх или вниз (в зависимости от того, что важнее, небо или земля)! Делая портрет надеюсь, модель не разглядывает при этом объектив вашего фотоаппарата? оставьте перед ее взглядом больше пространства, чем за затылком. А куда направить перспективу убегающей вдаль дороги?

Если ведущий объект вашей фотографии смещается от точки Золотого сечения к центру, то в целом изображение становится статичнее и спокойнее, вплоть до полного уныния при достижении геометрического центра. Смещая центр тяжести композиции к краю, вы делаете ее тревожной и напряженной или дисгармоничной.

 

Если композиция сложная и состоит из нескольких различающихся по смыслу областей, то и они могут быть расположены внутри кадра в соответствии с принципами Золотого сечения. Как именно? Построение выполняется так:

Сначала проведите диагональ кадра получится два треугольника.

Затем разделите длинную сторону одного из них в отношении 2:1 (а если желаете точно в Золотом отношении) так, чтобы длинный отрезок прилегал к прямому углу, а короткий к острой вершине.

Теперь соедините точку деления с прямым углом второго треугольника: тем самым, он будет разделен еще на два треугольника.

Итак, получились три треугольника разного размера.

Компонуйте кадр так, чтобы его ключевые объекты располагались в этих областях и композиция будет выглядеть гармонично!

Разумеется, треугольники могут быть повернуты как угодно.

 

Горизонт - горизонтально, фонари - вертикально

И последнее о компоновке кадра: последнее в нашем изложении, но первое, что нужно сделать, открыв изображение в графическом редакторе. С самого начала проверьте, не "завален" ли кадр, вертикальны ли линии, которые должны быть вертикальными, горизонтален ли горизонт на панораме. Изображения с заваленным набок горизонтом раздражают невероятно! Почему бы не исправить эту небрежность, если есть такая возможность?

Воспользуйтесь сначала линейкой Photoshop'а , а затем поверните картинку на соответствующий угол - Photoshop вам все подскажет сам!

 
Сайт создан в системе uCoz